Исследования стволовых клеток российских ученых
Генетики из Москвы и Казани не нашли признаков того, что стволовые клетки, полученные путем перепрограммирования взрослых тканей тела, являются "неполноценными" по сравнению с их эмбриональными кузинами, говорится в статье опубликованной в журнале Cell Cycle.
Стволовые клетки, способные превращаться в клетки любых тканей организма, считаются одним из самых перспективных средств лечения самых разных заболеваний — от травм до поражений нервной системы и болезней сердца. Однако с использованием таких клеток связаны этические проблемы, поскольку для получения таких клеток нужны ткани зародыша человека.
В 2006 году японскому генетику Синъе Яманаке удалось впервые получить стволовые клетки неэмбрионального происхождения, так называемые индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (induced pluripotent stem cells — iPS). Яманака преобразовал обычную клетку в стволовую с помощью ретровируса, который встроил в ее геном "пакет" из четырех генов — Oct4, Klf4, Sox2 и c-Myc — необходимых для перепрограммирования взрослых клеток.
Дмитрий Ищенко из Московского Физтеха в Долгопрудном и его коллеги из Института общей генетики РАН в Москве, ФНКЦ ФХМ и Казанского федерального университета работали над решением одной из самых важных проблем, связанных с существованием iPS-клеток – тем, насколько полноценно их сходство с эмбриональными стволовыми клетками.
Дело в том, что эксперименты последних лет показывают, что между "обычными" и "перепрограммированными" стволовыми клетками могут существовать различия в работе генов и белков, которые могут привести к развитию неожиданных последствий после ввода iPS-клеток в организм больного вплоть до развития рака и других потенциально фатальных проблем.
Часть ученых полагает, что перепрограммирование и ввод ретровируса в прародителя этих клеток ведет к появлению негативных изменений в структуре их генома, которые и вызывают те нарушения, которые были найдены в ходе опытов с подобными стволовыми клетками. Ищенко и его коллеги проверили, так ли это на самом деле, вырастив несколько "заготовок" тканей и эмбриональных стволовых клеток, а затем превратив их в iPS-клетки.
Вырастив культуры таких клеток, российские генетики не только сравнили структуру их генома, но и то, как активно считывались разные гены, какие белки содержали клетки, и как менялось устройство "упаковки" ДНК, влияющей на считываемость генов.
Оказалось, что сам по себе процесс перепрограммирования и тип родительских клеток не оставил каких-либо конкретных следов в устройстве и работе iPS-клеток. Мелкие различия в работе разных культур перепрограммированных клеток ученые связали с воздействием разных случайных факторов.
Как отмечает Ищенко, если взять эмбриональную стволовую клетку, дать ей превратиться в пять разных специализированных клеток, а затем "перепрограммировать" их в стволовые и получить пять разных линий клеток, в этом случае хотя бы один подобный набор окажется таким же, как исходные эмбриональные клетки.
Это открытие, по словам ученых, говорит о том, что iPS-клетки не являются "неполноценными" или потенциально поврежденными, что должно облегчить их проникновение в медицинскую практику и усилит интерес к ним со стороны ученых.
09/06/2016
Источники: http://ria.ru