Ученые МИФИ о Нобелевских лауреатах по медицине

Открытие Джулиуса и Патапутяна, отмеченное нобелевской премией по медицине 2021 года, может лечь в основу перспективных разработок в области реабилитационной медицины, восстановительной терапии и нейробионических протезов, считает доцент Инженерно-физического института биомедицины Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" (ИФИБ НИЯУ МИФИ) Дарима Максарова.

Нобелевский комитет присудил премию по медицине за 2021 год ученым Дэвиду Джулиусу и Ардему Патапутяну, изучившим, как живые организмы чувствуют температуру. Исследователи в свое время открыли молекулы-рецепторы, которые запускают биохимические реакции, приводящие к ощущениям тепла, холода или касаний.

Открытие Джулиуса и Патапутяна очень важно, как для развития современной медицинской науки, так и для восстановительного лечения пациентов, отметила Дарима Максарова.

"Данные по идентификации дополнительных связанных ионных каналов, полученные нобелевскими лауреатами, позволили ученым понять, как разные температуры вызывают электрические сигналы в нервной системе. Эти данные могут иметь практическое применение в области реабилитационной медицины, восстановительной терапии при постинсультных состояниях, в гериатрии (при профилактике и лечении возрастных заболеваний)", - рассказала она.

По ее мнению, результаты исследования могут иметь важное применение при разработке мероприятий в области адаптационной медицины (поддержании гомеостаза организма в экстремальных и субэкстремальных условиях, например, при работе в Арктике, Антарктике или в космосе), а также при разработке новых лекарств – анестетиков и спазмолитических препаратов.

"Сегодня как никогда быстро развиваются реабилитационные технологии, расширяется сфера применения нейроинтерфейсов, которые базируются на открытиях нейрофизиологии, молекулярной биологии и достижениях в области цифровых технологий. В частности, можно ожидать, что открытие нобелевских лауреатов даст импульс усовершенствованию нейробионических протезов конечностей и откроет новые горизонты в области ассистивных технологий", - заключила Максарова.

05/10/2021