В Сибири распознали болезнь по слезам

Ученые из новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины (ИХБФМ) СО РАН рассказали об уникальных исследованиях слезной жидкости. Как сообщает официальное издание СО РАН "Наука в Сибири", биологам удалось выявить ряд компонентов указывающих на наличие того или иного офтальмологического заболевания.

Приступить к изучению слезной жидкости ученые решили неспроста, ведь взять какой-либо материал для анализа состояния глаз, не повредив их, пока не возможно.

- Чем хороша слезная жидкость? Ее можно собирать много раз и у здорового, и у больного, и изучать характеристики, которые в дальнейшем помогут определить диагностические маркеры офтальмологических заболеваний. Сравнивая материал, собранный у здоровых людей и больных, можно обнаружить различия и понять, какие признаки указывают на развитие болезни, - поясняет аспирант ИХБФМ СО РАН Алина Григорьева.

В институте впервые изучили слезную жидкость через просвечивающий электронный микроскоп - ранее с помощью такого инструменты слезы не изучались. Оказалось, в них содержится множество компонентов, строение которых зависит от состояния глаз. Важнейшим открытием биологов стали найденные в слезной жидкости "мохнатые" везикулы особой морфологии. Ни в одной биологической жидкости эти структуры ранее обнаружены не были. Исследователи предполагают, что это отделившиеся участки микроворсинок эпителиальных клеток и содержание из в слезах больных и здоровых людей различается.

Кроме того, изучая слезную жидкость под электронным микроскопом впервые удалось доказать присутствие в ней экзосом. По морфологическим характеристикам это везикулы округлой формы, размером до ста нанометров. Их роль в функционировании организма пока что остается загадкой для мирового научного сообщества и активно обсуждается специалистами.

21/09/2016