НИУ ВШЭ исследует успехи школьников
Исследователи из Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ установили, что прогресс первоклассников в математике и словесности на конец учебного года определяется уровнем дошкольной подготовки и социально-экономическим статусом родителей, сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.
Исследование
Вопрос о возможностях прогнозирования эффективного обучения в школе по-прежнему остается одним из самых актуальных как для родителей, так и для учителей. В разные годы эксперты то придавали здесь наибольшее значение семье (материальному и культурному уровню родителей), то ставили во главу угла вклад школ. Работа исследователей из НИУ ВШЭ скорее подтверждает мнение первых. "В рамках имеющихся данных мы можем говорить о том, что тип школы почти не связан с результатами детей по математике в конце первого года обучения в школе", - приводятся в пресс-релизе слова младшего научного сотрудника НИУ ВШЭ Алины Ивановой.
Ученые обследовали 1297 первоклассников из 38 школ Республики Татарстан (21 средняя общеобразовательная школа, 17 школ повышенного статуса - гимназии, лицеи и пр.) с помощью методологии iPIPS (international Performance Indicators in Primary School), разработанной в британском Университете Дарема. Первый раз детей протестировали осенью 2014 года, на "входе" в школу, второй раз - весной 2015 года, в конце учебного года. Ученые проверяли их навыки в словесности (письмо, словарный запас, чтение) и в математике (простой счет, сложение и вычитание, умение решать задачи). Различия показателей за год и стали показателями прогресса по школьным предметам.
Кроме того, исследователи оценивали социальное и эмоциональное развитие ученика, а также уточняли информацию о семье (образование, профессиональный статус, материальное положение родителей, воспитательные практики в семье) и учителях. В результате они выяснили, что статус школы действительно влияет на успехи детей - результаты детей в школах повышенного статуса были более сильными. Но одновременно с этим в такие школы просто приходят в среднем более подготовленные ученики, а их абсолютный прогресс за год практически совпадает с прогрессом детей из обычных школ.
Роль семьи в успехах ребенка
Ученые выяснили, что наибольшее влияние на балл ребенка по математике за первый год обучения в школе оказывают дошкольный уровень математической подготовки и социально- экономический статус семьи. Для определения последнего ученые использовали несколько разных критериев. Так, оказалось, что у детей из лицеев и гимназий более образованные мамы: высшее образование есть у 71%, среднее профессиональное - у 22%. Мамы ребят из обычных школ лишь в половине случаев имеют высшее образование, в трети случаев - среднее профессиональное.
Также важным критерием оценки подготовленности ребенка к успешной учебе оказалось количество книг в домашней библиотеке. Исследователи выяснили, что в обычных школах больше детей, в доме которых до сотни книг, в школах повышенного статуса чаще учатся ребята с более богатым книжным собранием. Конечно, уровень когнитивных навыков детей, которые только что пришли в школу, и особенности семейного воспитания очень неоднородны. Однако статистика показывает, что такие факторы, как образование матери, профессиональный статус отца, количество книг в доме или среднемесячный доход семьи, уровень дошкольного образования ребенка, позволяют еще на старте обучения прогнозировать его эффективность.
Все эти результаты получены в рамках проекта "Исследование готовности ребенка к школе и его индивидуального прогресса в течение первого года обучения", идущего в Центре мониторинга качества образования НИУ ВШЭ под руководством Елены Кардановой. Они представлены на XVII Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества и сейчас готовятся к публикации в научном журнале.
12/05/2015
Источники: http://tass.ru