Мониторинг брака арочных мостов в СГУПС
Специалисты Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) разработали систему мониторинга технического состояния Бугринского моста в Новосибирске, которая позволит оперативно отслеживать повреждения конструкции. Об этом журналистам сообщил во вторник руководитель проекта, заместитель заведующего кафедрой «Мосты» СГУПС Андрей Яшнов.
«Этот комплекс представляет собой ряд различных датчиков, которые анализируют определенные параметры - есть датчики деформации металла, датчики температуры и вибрации. Основная наша цель - не зафиксировать, что мост упал, а сделать своевременный прогноз по показаниям приборов. Например, мы замечаем, что изменилась частота колебаний - это значит, что происходят какие-то негативные изменения в конструкции», - сказал собеседник агентства.
Помимо серии датчиков, комплекс включает в себя метеостанцию, а также оборудование и программный комплекс для объединения информации с них в единую картину, которую могут видеть на мониторе компьютера или экране смартфона специалисты МКУ «Гормост». Точность датчиков, по его словам, очень высока. «Если даже человек выйдет на мост и подпрыгнет, датчик вибрации это зафиксирует», - подчеркнул он.
По словам Яшнова, подобные системы широко распространены за рубежом, однако, они ориентируются на датчики, которые крепятся на конструкции специальным клеем. В свою очередь, новосибирские специалисты разработали съемные датчики, чтобы при необходимости их можно было вытаскивать и калибровать или заменять.
«Это повышает надежность системы. С клеем еще одна проблема - с течением времени его свойства могут измениться, и датчик будет что-то не то показывать», - пояснил собеседник агентства.
Эта система уже смонтирована на Бугринском мосту, который является крупнейшим арочным мостом в СНГ. Его общая длина - 2 тысячи 97 метров, пропускная способность - 4,8 тысячи машин в час, вес конструкций - 27 тысяч тонн. Длина арочного пролета составляет 380 метров, высота - 70 метров.
По данным Яшнова, сейчас похожий комплекс создается для Комсомольского железнодорожного моста в Новосибирске. Эксперт подчеркнул, что в перспективе специалисты СГУПС намерены оснащать комплексами мониторинга другие российские крупные мосты и другие крупные сооружения.
27/05/2015
Источники: http://tass.ru