Science-tv.ru

Мнения ученых: анти-кризис


В преддверии рассмотрения Государственной Думой антикризисного плана правительства известные учёные-экономисты, члены Научного совета НПЦ «Экономика» при Президиуме Генсовета партии «Единая Россия» предложили дополнительные меры, которые, по их мнению, способны не только затушить кризисный пожар, но и придать импульс росту экономики.

Прогнозируемый спад

Рецессия, в которую российская экономика вошла в IV квартале минувшего года, сопровождается ускорением инфляции – налицо весьма неприятное явление, называемое стагфляцией. В результате снижения цен на нефть и газ, экспорт которых обеспечивает более 2/3 валютной выручки страны, сократился приток валюты. Рубль почти вдвое девальвировался по отношению к доллару и евро. После повышения ключевой ставки Центрального Банка с 8,5% до 17% рухнули надежды на экономический рост, констатируют члены Научного совета. Ухудшили экономическое положение и санкции Запада – их влияние оценивается в размере 20–30%.

Однако «версия про то, что “враги” нас погубили, не верна», считает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН академик Виктор Ивантер. Замедление темпов роста экономики, по его словам, началось ещё в конце 2012 года.

Наблюдалась и мягкая девальвация рубля. И то, что цены на нефть будут падать, все давно знали.

Кого спасать первым

Ситуация схожа с кризисом 2008 года, когда Россия решала свои проблемы исключительно собственными средствами, опираясь на институты развития и накопленные резервы, но с тех пор структура российской экономики мало изменилась, отметил Игорь Руденский, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.

Таргетирование инфляции, политика плавающего валютного курса – меры хорошие, но для другой экономики, полагает эксперт.

Сокращать бюджетные расходы (их правительство намерено урезать в 2015 году не менее чем на 10%), по мнению директора ИНП РАН, надо не все подряд, а избирательно. И непременно вводить проектное финансирование. То, что это решение пока не выполняется, Виктор Ивантер расценил как «классический бюрократический саботаж».

«Ударными» мерами, по словам заведующего отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Якова Миркина, могли бы стать налоговые льготы малому и среднему бизнесу, снижение ключевой ставки процента, рефинансирование приоритетных отраслей под низкую процентную маржу, замораживание цен в той части, в которой государство на них влияет. А также введение нулевых ставок налога на доходы от аренды жилья. В долгосрочном плане нужно заниматься реструктуризацией и модернизацией экономики, дерегулированием и демонополизацией, уверен эксперт.

Экономить и инвестировать

«Мы хотим дополнить антикризисные меры, которые предусмотрело правительство, наши предложения – не альтернатива», – уточнил Абел Аганбегян, заведующий кафедрой экономической теории и политики РАНХиГС, академик РАН. Повышение Банком России ключевой ставки до 17% он назвал барьером экономического роста и предложил сократить эту ставку до 8%. Одновременно с этим ввести валютный контроль, чтобы не допустить новых спекуляций на бирже со стороны крупных банков и организаций.

По мнению экономиста, «нужен новый подход к инфляции», осуществлять который Центральный банк должен вместе с правительством.

В программе снижения инфляции целесообразно предусмотреть сокращение издержек и экономию средств в госсекторе, доля которого в экономике составляет 60–65%, сдерживание цен на услуги инфраструктурных монополий и энергоносители.

Не мешало бы отказаться и от эмбарго на ввоз продовольствия, подстегнувшего рост внутренних цен.

Правительственные меры по смягчению кризиса Абел Аганбегян считает необходимым дополнить мерами по стимулированию экономического роста, прежде всего по наращиванию инвестиций темпами 10% в год. А это 1,5 триллиона рублей дополнительных средств, источник которых он видит в активах банковской системы, составляющих 67 триллионов. Из них лишь триллион рублей – это инвестиционный кредит (8% всех инвестиций в России по сравнению с 30–50% в развитых странах). Увеличить его академик полагает возможным за счёт выпуска казначейством долговременных ценных бумаг, которые покрывают дефицит бюджета. Такие бумаги должны в основном покупаться Банком России и государственными организациями, у которых в пассивах появляются «длинные» деньги, и под них формируются инвестиционные кредиты.

Они нужны для обновления основных фондов, развития высокотехнологических отраслей и экспортных производств, создания современной транспортно-логистической инфраструктуры, дополнительного жилищного строительства. Равно как и для главного локомотива экономического развития – «экономики знаний» (наука, образование, информационные технологии, биотехнологии, здравоохранение). Её доля в российском ВВП пока составляет 15%, в то время как в Европе – 35% ВВП, а в США – 40% ВВП. По мнению Абела Аганбегяна, форсирование инвестиций приведёт к росту экономики с ежегодным темпом 3–4% в ближайшие четыре-пять лет.

Научный совет ознакомит со своими рекомендациями правительство. В его антикризисном плане часть предложений экономистов уже учтена. В том, что касается инвестиций, кабинет министров намерен действовать в 2015 году осторожно: «Инвестиционные ресурсы бюджета будут сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов, реализация части новых проектов будет отложена».

30/01/2015

Источники: http://www.strf.ru
Личный кабинет
логин      
пароль    
Российская академия наук
Институт проблем развития науки РАН © Copyright 2010-2025