Жорес Алферов о Нобелевские премии
Нобелевские премии 2015 года будут присуждены за работы более фундаментального характера, чем в этом году, когда высокой наградой отметили прикладные исследования.
Такое мнение высказал журналистам вице-президент Российской академии наук, председатель Санкт-Петербургского научного центра, лауреат Нобелевской премии по физике 2000 года Жорес Алферов.
Отвечая на вопрос корреспондента ТАСС на форуме «Открытые инновации», Алферов опроверг опасения, не начал ли Нобелевский комитет пренебрегать фундаментальной наукой в пользу сугубо практических достижений. «Думаю, что работа по физиологии и медицине сочетает очень серьезные фундаментальные исследования с возможностью целого ряда новых приложений», - отметил Алферов.
«Работа по физике, действительно, прикладная, основана в том числе на наших работах по гетероструктурам», - добавил академик.
Открытие Алферова также подвергалось критике
Сам он получил Нобелевскую премию за развитие полупроводниковых гетероструктур для высокоскоростной и оптоэлектроники. Тогда, напомнил Алферов, тоже высказывались мнения по поводу чересчур прикладного характера исследований лауреата. Но председатель Нобелевского комитета подчеркнул, что «в гетероструктурах очень много физических исследований».
«Думаю, никакой опасности в этом нет. Премии нужно давать за работы, которые привели к серьезным изменениям в соответствующей области науки» - подчеркнул ученый. «Я уверен абсолютно, в следующем году будет отмечено больше работ без приложения», - добавил он.
Алферов процитировал высказывание лауреата Нобелевской премии по физике 1956 года Уильяма Брэдфорда Шокли, изобретателя транзистора. «Фундаментальным является новое прочное знание об окружающей нас природе, - сказал Шокли в нобелевской лекции. - И неважно, получено оно при исследовании мощностных характеристик транзистора или при абстрактной некоей проблеме».
«В области науки - физики, химии, физиологии и медицины - Нобелевские премии присуждались, в общем, без политических соображений. И реально за выдающиеся работы. Практически - по крайней мере, по физике - я не могу назвать слабых или ошибочных работ за 100 с лишним лет присуждения», - подчеркнул Алферов.
15/10/2014
Источники: http://itar-tass.com