Первые итоги реформы РАН
– Спустя год после начала реформирования Российской академии наук и создания Федерального агентства научных организаций (ФАНО) не только ученые, но и обычные граждане задаются вопросами: достигнуты ли поставленные цели и что изменилось за эти месяцы? Сегодня в Екатеринбурге председатель УрО РАН Валерий Чарушин и его заместитель Николай Мушников рассказали, почему люди науки вынуждены заниматься бумажной работой, что мешает молодым ученым въехать в уже построенные для них квартиры и какие направления становятся приоритетными.
Как рассказал Валерий Чарушин, в Уральском отделении уже произошли серьезные изменения, прежде всего, кадровые. Летом было создано территориальное управление ФАНО, которое возглавил Игорь Манжуров. Штат организации составил 30 человек, в основном это – бывшие сотрудники УрО РАН. Создание этой структуры привело к началу активного документооборота между ней и УрО, а, поскольку расширить штат УрО не имеет права, заниматься бумажной работой приходится самим ученым. При этом в отделении прошло резкое сокращение административных сотрудников – со 178 до 52. «Сократили издательский отдел, в отделе международных связей остался только один человек. К нам давно просится большая делегация из Китая, не знаем, как организовать», – поделился академик Чарушин.
Собственно структура Уральского отделения пока осталась неизменной, но перемены уже близки. ФАНО задало курс на укрупнение научных организаций, так как «более крупная организация может взять на себя более крупные задачи». Отвечая на вопрос корреспондента «Нового Региона», следует ли это понимать в том смысле, что некоторые институты будут объединяться, Валерий Чарушин осторожно ответил: «Я не могу отвечать за ФАНО. Моя позиция состоит в том, что в каждом случае следует смотреть, усилит ли это позицию института, поможет ли решать новые задачи. Но это моя позиция, я – только одна из сторон. Соглашение с ФАНО подписано только 11 сентября, так что все только начинается». Он также сообщил, что «какие-то контуры» начнут просматриваться после заседания совета при президенте, которое намечено на декабрь. Николай Мушников добавил, что укрупнение, безусловно, будет, но во всех отделениях РАН сейчас проводятся сессии, выявляющие мнение самих ученых. «Сессии прошли, чтобы учесть мнение ученых, а не просто объединить кого-то административным решением или просто перевезти институт из одного здания в другое», – отметил он.
Между тем, четыре приоритетных направления науки уже известны – их изложил в письме президенту его помощник Андрей Фурсенко. Это защита от инфекций, информационные технологии, энергетика и освоение Арктики. «В связи с внешнеполитической ситуацией мы почувствовали в полной мере те угрозы, которые существовали всегда, и здесь нам надо рассчитывать только на собственные силы», – пояснил Чарушин. Отметим, что на Урале одним из самых крупных институтов традиционно является Институт физики металлов – более 800 сотрудников.
Оценивая состояние духа уральских ученых, академики признали, что оно сейчас не на высоте. «У ученых нет понимания, что дала эта реформа. Проводили опрос на эту тему, выявлено только два-три процента положительного отношения, и то в контексте «Слава богу, что фундаментальная наука не рухнула». Появилось много бумажной волокиты, времени на науку стало меньше. У научных сотрудников есть ощущение нестабильности. Логика реформы им непонятна, как она приведет к прорыву – не видно. Наука делается в тишине, ученому нужна стабильность, длинное финансирование... и человек начинает смотреть на запад. Пока волны нет, но каждый молодой ученый подыскивает себе плацдарм. Конечно, это плохо. Почему дивиденды от нашей системы научного образования должны получать зарубежные государства?» – недоумевает Николай Мушников.
Еще одна серьезная проблема, созданная реформой, о которой упомянули Валерий Чарушин и Николай Мушников, – это жилье для молодых ученых. В этом году в Академическом районе на землях РАН было закончено строительство жилого дома, в котором зарегистрировано в федеральную собственность 142 квартиры, но передать их нуждающимся пока невозможно. «Мы наблюдаем нелепую ситуацию – строительство жилого дома полностью закончено, здание к заселению, есть тысяча молодых ученых, которые ожидают свои квартиры, но мы не можем передать квартиры нашим сотрудникам, так как есть определенные проблемы с документацией», – заявил Валерий Чарушин. Это связано с тем, что после реформы РАН институты и их сотрудники перешли в ведение ФАНО, а земля и построенный дом находятся на балансе уральского отделения. Нормативы, регулирующие передачу, отсутствуют. На данный момент в УрО РАН ожидают соответствующего распоряжения правительства.
03/10/2014
Источники: Новый регион